+7 (861-52)4-13-66
Краснодарский край Апшеронский район, г.Хадыженск ул. Первомайская 134
Режим работы: 8:00 до 20:00

 

22.04.2020

Тематическая беседа: «ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ У КАЗАКОВ»

22.04.2020

 Составитель: Лукашвили Александра Петровна

Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи,рассказать об обычаях и традициях, связанных с праздником.Развивать духовно – нравственный потенциал воспитанников.
Задачи: Познакомить детей с православным праздником «Праздник Светлой Пасхи на Кубани», с его историей. Рассказать об обычаях и традиции, связанных с праздником. Пробудить интерес детей к народной культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициям кубанского народа.

             

Самый светлый и главный для христиан праздник в году – это Пасха. На православной Кубани с давних пор она была самым любимым и почитаемым праздником.

Пасха является древнейшим праздником в истории человечества и празднуется из года в год по переходящим датам. По сути, Пасха является днем празднования Воскрешения Иисуса Христа, нашего Господа, к чему христиане начинают готовится заранее, соблюдая Великий Пост.

Вековые традиции 

Неизменной традицией перед Пасхой считается Великий Пост, который имеет строгие запреты на многую еду. А, в частности, нельзя есть мясо, яйца, рыбу, сладости, молоко, выпечку, фаст-фуд и употреблять алкоголь.

Последняя неделя Великого поста – Страстная, особенно строгая. В эти дни нельзя использовать для приготовления пищи даже растительное масло. В старину одним из главных блюд в эти дни была вареная картошка, к ней хозяйки подавали соленые помидоры, огурцы, капусту. Каши варили на воде. А борщи или супы не заправляли никакими заправками. Несмотря на старинную пословицу «У казаков в походе поста не бывает», такие строгие ограничения в питание соблюдали и те казаки, которые находились как в дали от дома, так и на лечении в госпиталях.

Чистый Четверг

Подготовкой к Пасхе предшествуют три дня. Четверг, который мы привыкли называть Чистый Четверг. В такой день в доме наводят порядок. Когда еще только наступал Великий пост, казачки снимали нарядные занавесы с окон и дверей, скатерти со столов. Все это перестирывалось и убиралось в комоды до Страстной недели. Взамен использовали темных тонов занавесы и скатерти.
 В Чистый Четверг люди стремятся омыться до восхода солнца, чтобы иметь более крепкое здоровье. В такой день желательно очищать не только тело, но и душу, стараясь не вступать в конфликты, не сквернословить, не ругаться между собой.

Страстная Пятница (Великая Пятница)

После следует день Страстная Пятница являющимся самым строгим днем в Великом Посте. В такой день нельзя ничего делать по дому, а также стоит отказаться от шумных посиделок, веселых разговоров, а также любого другого веселья. Нельзя красить волосы, пользоваться косметикой, а также стоит целый поголодать. Лишь только вечером Страстной Пятницы можно съесть немного хлеба и выпить стакан воды. Самое интересное, что в такой день разрешается печь Пасхи. Поэтому можно оставить такое дело вместо Чистого Четверга на Страстную Пятницу.

В день приготовления пасхи — Великую пятницу — детвору отправляли на целый день из хаты, мужчины находили себе работу во дворе. Печь протапливали овечьими кизяками — до тех пор, пока угли не ложились мерцающим ковром по поду. Тогда только по нему разносили деревянными лопатами сырое тесто в формочках. Закрывали большой заслонкой. Все выходили из комнаты, и только бабушка изредка заходила и заглядывала в печь. Существовало поверье - когда обрядовый хлеб сажали в печь, рядом с ней ставили деревянную лопату лопастью вверх, приговаривая при этом: «Ц-ц-ц-ц-ы!» Делали так для того, «чтобы паска высоко поднялась».

С утра во всех уголках хаты, а особенно ближе к русской печи, пахло ванилью, сушеными фруктами, изюмом, вареньем. Девчонки в это время колотили в стаканах гоголь-моголь, чтобы украсить пасхи: размазывали его гусиным пером по верхушкам, а потом посыпали сверху крашеным пшеном. Когда готовый хлеб вынимали из печи, начинали готовить пироги, пирожки, красили яйца с пасхальными надписями. Помимо «официальных» аббревиатур И. Х., Х. В., которые выводили на скорлупе «крашанок», на них встречались и надписи в виде «названий детей», то есть детских имен. Это весьма показательно в плане архаичной символики: яйцо — жизнь. Может, потому и скорлупа крашеных яиц не считалась обычным бытовым мусором: ее строго-настрого запрещалось выбрасывать. Скорлупки тщательно собирали в одно место, а затем закапывали или относили в реку («пускали по воде»). Сжигать скорлупки тоже не рекомендовалось.

Великая Суббота

После Страстной Пятницы следует Великая Суббота, в которую начинаются пасхальные службы в церкви. В ночь с Великой Субботы на Воскресенье нельзя ложится спать, а нужно стоять на служении в церкви. Если нет такой возможности, то можно молится дома. В такой день люди могут красить яйца, самое первое, которое отдают по традиции младшему ребенку в семье. В Великую Субботу обычно с самого утра начинают готовить и другие блюда, кроме яиц. Блюда могут быть разные в том числе и мясо, и рыба, но есть их нельзя, так как продолжается Великий Пост. В такой день нельзя веселиться, праздновать что-либо, а также женится.
В канун праздника, вечером в субботу, верующие семьями, в нарядных новых одеждах, собирались на службу в храме. В церквях начиная раньше полуночи начинается Богослужение. До полуночи служится Полуношница, а после начинается Пасхальная заутреня. А затем начинается Крестный ход вокруг храма.

           

Воскресенье – Пасха.

 Этот день начинают праздновать с освещения яиц, хлеба, Пасок и другой еды. Освещение продуктов происходит с раннего утра, что создает огромные толпы людей с корзинами у дверей церкви.

 А вот уже в сам светлый праздник Пасхи с утра в каждом курене праздничные столы ломились от угощений. Обязательно присутствовали мясные блюда и «маринад», который тоже готовили в Чистый четверг.   Семья садится за праздничный стол, где и происходит разговление, а после трапезы ложились на несколько часов спать.

        

Разговление.  Красно яичко — чтобы не болеть.

По возвращении из церкви умывались, мыли руки. Повсеместно в воду для умывания опускали одно или два красных яйца, «чтобы не болеть», «что бы быть «красными (красивыми)», «чтобы быть красивыми и счастливыми», «чтобы лицо было хорошее». При этом строго следили, чтобы не разбрызгать воду на пол. По традиционным представлениям, из брызг этой воды рождается нечисть.
После умывания «христосались (христосовались)» и садились разговляться.
Первым разговлялся глава семьи (дед, отец), а за ним все остальные, по старшинству. При этом каждый произносил: «Господи благослови». Первым что должны попробовать – это освещенные яйца и пасхальный кулич, а затем можно переходить и к другим блюдам и пить вино, в частности красное, но здесь уже по желанию.

На пасхальном столе обязательно должны были при​сутствовать РИТУАЛЬНЫЕ БЛЮДА: творожная пасха, кулич и краше​ные яйца. Кулич символизирует собой присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость и красота пасхального кулича выра​жают заботу Господа о всяком человеческом существе. Творожная пасха по традиции имеет форму усечённой пирамиды. И это не слу​чайно: эта форма символизирует Гроб Господень. Крашеные яйца — обязательно красные! — символ крови Христа и Его Воскресения. Но ещё в дохристианские времена яйцо всегда было символом мира и торжества жизни.

Вековые традиции

Великий праздник в казачьих станицах длился семь дней и каждый из семи пасхальных дней сопровождался особенными традициями и обычаями.
До разговления шумное проявление радости и всяческие веселья казаками не приветствовались. А по окончании Великого поста, как считали наши предки, «Бог благословлял» на активные развлечения.    

В первый день Пасхи дети отправлялись в гости к родителям. На второй все собирались у старшей сестры. На третий — у следующей, и так далее. Отправляясь в гости, брали станичники в качестве гостинца пасочку и десяток яиц.

Верующие в этот Светлый День приветствуют друг друга так: «Христос Воскрес!» на что другой человек должен ответить: «Воистину Воскрес!» и так три раза. Ранее обязательным считалось поцеловать друг друга три раза, а также обменятся пасхальными яйцами. По традиции таким образом принято приветствовать друг друга не только в сам праздник Пасха, а также и в последующие 40 дней после нее.

Во время праздника груженые линейки богатых казаков щедро развозили по станице угощение бедным семьям: хлеб, сало, окорок, яйца. Пасха — праздник для всех!

Праздничное настроение создавал колокольный звон. В колокол в больших и малых церквях Кубани звонили три дня. 

           

Продолжалось праздничное гулянье, катанье на тачанках, сооружались на площадях качели-карусели, в том числе круговые (рэли), имевшие, помимо развлекательного, и сакральное значение.

Играли песни казаки и казачки, водили хороводы. Популярным развлечением считались кулачные бои — кулачки, где парни всем на свете демонстрировали силушку свою и удаль. 
Играли на Пасху и с «крашанками», устраивали «битки» да «катание».

В некоторых станицах молодежь снимала хату и устраивала складчину. Вначале усаживались за стол парни, а девушки подавали им угощение. Затем хлопцы уступали место дивчинам, а сами плясали, играли в карты и веселились от души.

Интересное поверье было у жителей кубанской станицы Воронежской: они считали, что в ночь на Пасху цветет папоротник, и отправлялись в лес искать цветок счастья, который расцветал в святую ночь всего на минуту. Повезло ли кому из станичников найти чудесный цветок, история умалчивает…
Так же, как и поиски цветущего папоротника, содержали элементы ушедших и почти забытых древних верований и другие обряды, связанные с пасхальными днями.

Также через неделю после Пасхи, следует неделя Красная Горка в который обычно вся молодежь веселится, а также может играть свадьбы.

Были и другие обычаи, которые станичники неукоснительно соблюдали на Пасху. Почитание умерших предков — в их числе. Чтобы не рассердить души ушедших, в эти дни запрещались ссоры и склоки. Их, по поверью, могли услышать умершие родители, которые все праздники «находятся в доме».
Также в пасхальное время в хозяйстве нельзя было использовать нож, чтобы «не порезать родителей». Для умерших на стол ставили приборы, накладывали еду и оставляли до Родительской субботы. 

Для пасхального приветствия усопших церковный календарь выделяет особый день — Радоницу, вторник на второй пасхальной неделе, где люди идут на кладбище и поминают усопших. Однако традиция посещения родных могил именно в Великий день крайне устойчива у казаков. Во многих кубанских станицах она существует и сейчас.

Церковь отмечает Пасху 40 дней, до праздника Вознесения. Ровно столько дней Иисус провел со своими учениками после своего Воскресения. Каждый день этого периода считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» А в ответ слышат: «Воистину воскресе!»

 

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных